Сегодня мы с вами поговорим о такой профессии, многие люди которую считают бесполезной и нередко иронизирует над ней. Это профессия «дирижер».
Дирижер— это музыкант, который управляет оркестром или хором во время исполнения музыки. Это не просто дядька, который размахивает палочкой – это художник, который пишет музыку!
Дирижер играет важную роль в формировании звучания оркестра, устанавливая темп, динамику, фразировку и выражение музыки. Кроме того, дирижер отвечает за выбор репертуара, репетиции, аранжировки и прочие аспекты производства музыки.
Дирижер — это творческая профессия, которая требует не только технических навыков, но и художественного чувства, творческого мышления и способности вдохновлять музыкантов и передавать эмоции через музыку.
Для того чтобы стать дирижером, обычно необходимо получить музыкальное образование, особенно в области музыки и дирижирования, но об этом подробнее ниже…
МОЖЕТ ЛИ ДИРИЖЕР БЫТЬ ПЛОХИМ?
Кажется, что вообще сложного может быть в размахивании палочкой? Однако, и среди дирижеров могут встречаться плохие работники.
Вообще, чтобы понять это профессию, нужно понять, чем вообще занимается дирижер. Мы пойдем методом "от противного", то есть расскажем, какие дирижеры объективно плохие, а вы делайте выводы...
Конечно, как и в любой другой профессии, дирижеры могут быть разными, и среди них есть как талантливые и успешные, так и менее успешные и не очень хорошие дирижеры. Плохой дирижер может иметь ряд проблем, например:
- Ограниченные музыкальные знания и навыки: дирижер, который недостаточно знает теорию музыки и не умеет работать с оркестром, может оказаться плохим дирижером.
- Неумение общаться с музыкантами: дирижер должен уметь коммуницировать с музыкантами, чтобы добиться того, что нужно для создания прекрасной музыки. Если дирижер не умеет наладить контакт с оркестром и солистами, то он может считаться плохим дирижером.
- Отсутствие харизмы и авторитета: хороший дирижер должен быть лидером, который вдохновляет оркестр и помогает ему добиться лучших результатов. Если дирижер не обладает необходимой харизмой и авторитетом, то он может оказаться неудачным в своей работе.
- Неподходящий стиль дирижирования: различные жанры и композиции требуют различных стилей дирижирования. Неспособность дирижера выбрать правильный стиль дирижирования может привести к плохому исполнению музыки.
Кроме того, дирижер — это не только лидер оркестра, но и художник, который создает уникальную интерпретацию произведения. Понятие "хороший" или "плохой" дирижер может варьироваться в зависимости от личных предпочтений и оценок. Если же мы говорим об объективности суждения, то хороший дирижер = четкость техники, обширные музыкальные знания и отличное знание партитуры.
КАК СТАТЬ ДИРИЖЕРОМ?
Изучите музыку и музыкальную теорию.
Это является неотъемлемой частью процесса обучения дирижеров. Хорошее понимание музыки и музыкальной теории поможет дирижеру эффективно передавать свои музыкальные идей музыкантам, а также анализировать и интерпретировать музыкальные произведения.
Вот несколько важных аспектов музыкальной теории, которые дирижер должен изучить:
- Ритм. Поможет дирижеру эффективно координировать исполнителей и подчеркнуть ритмические особенности музыкального произведения.
- Гармония. Поможет вам понять отношения между аккордами и тоникой, что позволит ему создавать эмоциональные и гармоничные интерпретации музыки.
- Мелодия. Поможет дирижеру понять структуру музыкального произведения и находить главную мелодию в композиции.
- Форма. Поможет понимать организацию музыкального произведения и строить его интерпретацию с учетом этой структуры.
- Интерпретация: изучение разных методов интерпретации позволит дирижеру находить свой собственный стиль и эффективно передавать свои музыкальные идеи музыкантам.
Научитесь играть на инструменте.
Хотя это вовсе необязательно.
Некоторые дирижеры также играют на инструментах, что позволяет им иметь более глубокое понимание музыкальных партий и общей звуковой картины произведения. Однако это не является обязательным требованием для дирижера, и многие известные дирижеры не играют на инструментах или играют на них только на начальном уровне.
Набирайтесь опыта.
Начните участвовать в музыкальных группах и оркестрах, играйте с другими музыкантами и участвуйте в конкурсах. Это позволит вам получить опыт работы с другими музыкантами, научиться играть в группе и развить свои музыкальные навыки.
Научитесь дирижированию.
Найдите квалифицированного учителя дирижирования, который поможет вам развить навыки ведения оркестра и научит технике дирижирования.
Чтобы начать обучение дирижированию, можно записаться на курсы или в музыкальную школу, где есть уроки дирижирования, параллельно изучая специльную литературу, например, книги или видеоуроки, а также можно принимать участие в мастер-классах или семинарах по дирижированию.
Начните с малого.
Работайте на позиции помощника дирижера, участвуйте в музыкальных фестивалях, покажите свою работу на конкурсах и получите свои первые контракты. Найдите свой стиль и продолжайте работать над улучшением своего мастерства.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ДИРИЖЕР?
- Координация исполнителей.
Дирижер — это лидер, который объединяет музыкантов и координирует их действия. Он отвечает за правильный темп, динамику, артикуляцию, интонацию и баланс звучания. Дирижер также помогает музыкантам понять музыкальную структуру произведения и связь между его частями.
Координация исполнителей является одной из ключевых задач дирижера. Для того чтобы достичь хорошей координации, дирижер должен иметь глубокое понимание музыкального произведения и уметь передать свои представления исполнителям. Во время репетиций дирижер использует различные сигналы, такие как жесты руками, движения головой, мимика и глазной контакт, чтобы донести свои намерения исполнителям. Эти сигналы могут быть использованы для указания темпа, динамики, артикуляции и других музыкальных элементов. Однако для того, чтобы достичь хорошей координации, дирижер также должен быть в состоянии эффективно коммуницировать с исполнителями и убедиться в том, что они понимают его инструкции. Это может включать в себя объяснение музыкальных терминов, демонстрацию на инструменте или даже проведение отдельных секций оркестра или хора.
- Творческое видение.
Дирижер обладает своим творческим видением, которое он использует, чтобы проявить свою индивидуальность в исполнении музыки. Он может изменять темп, динамику и другие элементы, чтобы передать свое представление о музыкальном произведении и выразить свои эмоции. Творческое видение — это важный аспект работы дирижера, который позволяет ему создавать уникальные интерпретации музыкальных произведений и передавать свои идеи исполнителям. Во-первых, творческое видение дирижера может включать в себя понимание стиля и исторического контекста музыки, которую он дирижирует. Например, дирижер может рассматривать структуру произведения, гармонию, мелодию и ритм, чтобы определить, какие аспекты произведения он хочет подчеркнуть, и какой общий настроение он хочет передать. Во-вторых, творческое видение может проявляться в том, как дирижер рассматривает солистов и оркестр в целом. Например, дирижер может работать над созданием баланса звука, так чтобы каждый инструмент в оркестре звучал наилучшим образом и не перебивал друг друга. Он может также настраивать настройку и ритм сольных партий, чтобы дать им определенную экспрессию. Ну, и, наконец, творческое видение дирижера может включать в себя инновационные идеи, которые позволяют ему придать своим интерпретациям произведений индивидуальность и свежесть. Например, дирижер может использовать нестандартную инструментацию или экспериментировать с темпами и динамикой в произведении, чтобы создать новое звучание и впечатление на слушателей.
- Расширение репертуара.
Дирижер помогает исполнителям расширить свой музыкальный репертуар, путем знакомства с новыми произведениями и их исполнением. Он также может помочь исполнителям лучше понимать музыку, ее структуру и содержание. Расширение репертуара является важной задачей для дирижера, поскольку это позволяет ему расширить свои музыкальные знания и опыт, а также предоставляет возможность работать с новыми и интересными произведениями. Для того чтобы расширить свой репертуар, дирижер может использовать несколько подходов. Один из них — это изучение новых произведений в литературе и слушание записей, чтобы получить представление о стиле и характере музыки. Другой подход — это участие в мастер-классах и семинарах с известными дирижерами, которые могут поделиться своими знаниями и опытом, а также предоставить возможность попрактиковаться в работе с новым репертуаром. Еще один способ расширения репертуара — это участие в фестивалях и конкурсах, где дирижеры могут получить опыт работы с различными оркестрами и хорами, а также иметь возможность работать с новыми и незнакомыми произведениями. Кроме того, дирижер может использовать современные технологии, такие как онлайн-курсы и видеоуроки, чтобы расширить свои знания и узнать больше о новых произведениях и техниках дирижирования.
- Общение с аудиторией.
Дирижер общается с аудиторией и помогает ей лучше понять музыкальное произведение. Он может проводить вступительные слова, комментировать отдельные фрагменты произведения и предоставлять контекст для понимания музыки.
Общение с аудиторией — это процесс, который требует от дирижера терпения, внимания к деталям и умения привлечь внимание и вовлечь аудиторию. Однако, если дирижер сможет установить хороший контакт с аудиторией, то это может стать ключевым фактором для успешного выступления. Энергичные, эмоциональные и харизматичные дирижеры буквально заражают публику своим настроением и дарят атмосферу торжества. В настоящее время с развитием технологий дирижеры также могут использовать проекции текстов, фотографий, в общем, любых визуальных средств, чтобы глубже погрузить аудиторию в музыку...
ГДЕ РАБОТАЮТ ДИРИЖЕРЫ
Дирижеры работают в различных музыкальных организациях и коллективах, включая симфонические оркестры (дирижеры руководят симфоническими оркестрами, которые играют музыку в жанрах классической и современной музыки), оперные театры (руководят оркестром и вокалистами в оперных постановках), конечно же, хоры (дирижеры могут руководить как профессиональными хорами, так и любительскими коллективами). Некоторые дирижеры работают в качестве преподавателей музыкальных школ и университетов, где они учат студентов дирижированию и другим аспектам музыкального искусства.
Дирижеры также могут работать в концертных агентствах, где они организуют выступления музыкантов и оркестров, и в рекорд-лейблах (там они записывают и продюсируют музыку).
ЛУЧШИЕ ДИРИЖЕРЫ
Существует множество талантливых дирижеров, и выбор лучших из них в большей степени является субъективным. Однако, вот несколько имен, которые часто упоминаются, как лучшие дирижеры в мире:
- Герберт фон Караян - один из наиболее знаменитых дирижеров в истории, считается мастером исполнения классической музыки.
- Клаудио Аббадо - итальянский дирижер, специализирующийся на опере и классической музыке.
- Сир Саймон Раттл - британский дирижер, работающий в жанрах классической музыки и оперы.
- Херберт Бломштед - немецкий дирижер, известен своими записями классической музыки, а также своей работой с Берлинским филармоническим оркестром.
- Владимир Юровский - российский дирижер, известный своими записями произведений Петра Ильича Чайковского и других композиторов.